Его полное имя звучит как Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Четыре музы стояли у его колыбели, когда он родился. Архитектура, скульптура, живопись и поэзия. И все четыре он реализовал, сделав их смыслом своей жизни.
Для него не существовало правил и канонов. Свою самую знаменитую скульптуру Давида Микеланджело высекал из огромного мраморного блока, который считался непригодным для работы.
Он поклонялся самому совершенному в искусстве – человеческому телу, красота и выразительность которого были для него источником вдохновения. Рассказывали, что один из его приятелей, Пьетро Ториджано, так завидовал таланту Микеланджело, что ударил его и сломал нос, навсегда обезобразив лицо мастера…
Микеланджело родился 6 марта 1475 года в горах Тосканы, в городке Капрезе, где его отец был городским управителем и судьёй, избираемым городом. О его матери известно немного. В открытых источниках возможно найти только её имя – Франческа. Она практически не принимала участие в воспитании будущего гения и умерла, когда Микеланджело было шесть лет.
Самого мальчика, вскоре после рождения отправили в семью кормилицы, муж которой добывал деньги на пропитание трудом каменотёса. И это сыграло огромную роль в развитии личности Микеланджело. Позже он писал, что с молоком кормилицы впитал любовь к своему главному ремеслу – скульптуре. Известно, что Микеланджело не считал себя хорошим художником и когда в 1508 году Папа поручил ему расписывать Сикстинскую капеллу, настаивал, что у него нет должного таланта для выполнения этой работы.
За четыре года, в одиночку, он расписал более шестисот квадратных метров свода. И спустя двадцать лет продолжил роспись. Но фреска «Страшный суд», украсившая одну из стен, разительно отличалась от росписей свода. Персонажи утратили красоту, их позы и жесты дисгармоничны, мускулы гипертрофированы.
«Я рисую в немыслимых позах. Я вынужден постоянно запрокидывать голову, у меня невыносимо болит шея, а в спину будто вогнуты орлиные когти. И это в то время, когда стекающая с кисти краска заливает мне глаза», - так писал Микеланджело о работе над фресками Сикстинской капеллы.
Микеланджело трудился, превозмогая боль. Мастер страдал от остеоартрита. К такому выводу, изучая автопортреты Микеланджело, пришёл Давиде Лаццери – хирург римской клиники Villa Salaria Clini. В пользу предположения говорят и датированные 1552 годом письма художника к племяннику, в которых он жалуется на дискомфорт при письме.
При этом заболевании человек испытывает ночные боли в суставах, похожие на зубную. Часто встречается утренняя скованность в суставах, когда больному кажется, будто на его руках надеты тугие перчатки.
Хрящевая ткань, поражённая при остеоартрите, лишена нервных окончаний, поэтому боль обусловлена не её повреждением, а поражением костной ткани, суставной капсулы, образованием остеофитов и др. Современная тактика лечения остеоартрита предусматривает назначение определённых доз препаратов, но перед этим – диагностику, включая анализ крови и МРТ суставов.
Болезнь не помешала Микеланджело прожить почти до 90 лет, пройдя практически всю эпоху Возрождения и меняясь вместе с ней.
Он не создал художественной школы, не передал своё мастерство ученикам, но оставил потомкам свои гениальные творения, перед которыми вот уже более четырёх веков склоняет голову каждый, кому посчастливилось их увидеть.
Масштаб его личности с веками становится только крупнее. И сегодня он - не атрибут далёкого прошлого, он жив.