Несколько лет он писал «в стол», потому что его никто не принимал. Но он не мог не писать. Для того, чтобы иметь возможность публиковать свои труды, он устраивается музыкальным критиком в одну из газет и пишет, как одержимый. Он писал столько статей, что газета, несмотря на то, что была ежедневной, не успевала его печатать.
Такое трудолюбие должно было вознаградиться. Его быстро заметили и стали приглашать на концерты, но при этом никто никогда не знал, какую рецензию он напишет. Для него не было авторитетов, а потому из-под его пера часто выходили разгромные отзывы.
Он не скрывал, что одно из его желаний – свергнуть с литературного Олимпа Шекспира и стать новым Ибсеном. И дав себе обязательство – ни дня без строчки, каждый день писал по 5 страниц текста. Если не успевал, то на следующий день писал в два раза больше.
Он подарил миру 56 пьес. Мало кто способен на такую продуктивность.
«Я являю собой прискорбный пример того, что запойный труженик ничем не лучше, чем запойный пьяница. Я ничего на свете так не боюсь, как выходных дней», - говорил о себе писатель.
Бернард Шоу – лауреат Нобелевской премии, писатель щедрый на парадоксы и невероятных героев, сегодня отмечает свой день рождения.
В великих личностях всегда есть какой-то конфликт. Но уж если не последний, то загадка – точно.
Как-то Бернард Шоу пришёл на очередную премьеру. Его соседом по ложе оказался известный врач. Всё представление он не отрывал глаз от головы музыкального критика. А после сказал: «Удивительно, но там, где у людей – шишка уважения, у вас – впадина».
Он не раскрывался в своих произведениях сам, а препарировал действительность. Его герои, от чьего имени он разговаривал с публикой, были против лжи. Они готовы признавать существование постыдных явлений, но с одним условием – не молчать о происходящем, а говорить о нём с тем, чтобы общество начало бороться с пороками.
Он был хорош во всех жанрах: газетные заметки, критические статьи, пьесы, политические памфлеты, романы, рецензии. Выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, увлечение которыми пришло после прочтения «Капитала» Карла Маркса. Трудился в муниципальном совете округа, в котором жил. Такие перегрузки привели к ухудшению здоровья.
Известно, что Бернард Шоу страдал от сильных головных болей и доктора были бессильны ему помочь. Однажды, после очередного приступа, Бернарда Шоу познакомили с известным норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном. К удивлению собеседника, Шоу задал Нансену вопрос, не относящийся к его деятельности. Он спросил, не удалось ли ему открыть лекарства от головной боли. Нансен ответил коротко: «Нет». Шоу не остановился: «А пытались?». И вновь услышав «нет», воскликнул: «Это просто поразительно! Вы потратили всю жизнь, пытаясь открыть Северный полюс, до которого никому в целом свете нет дела, и даже не сделали попытки открыть средство от головной боли, от которой криком кричит всякий живой человек».
Вероятно, Бернард Шоу страдал от головной боли напряжения. В чем её особенность? Чем опасна головная боль напряжения и как от неё избавиться? Ответы на эти вопросы человечество ищет до сих пор.
Головные боли напряжения составляют около 70% всех головных болей. Причинами их возникновения врачи называют психоэмоциональное и физическое перенапряжение. Находясь в состоянии стресса, человек испытывает напряжение мышц всего тела, включая мышцы головы, что влечёт за собой возникновение головных болей, носящих затяжной характер.
В отличие от мигрени, головные боли напряжения являются двухсторонними. Голова болит вся, а не с одной стороны, как при мигрени. Боль является стягивающей, давящей, сжимающей, иногда - распирающей. Некоторые пациенты жалуются на ощущение «шлема» или «каски» на голове. Такие головные боли не сопровождаются ни тошнотой, ни рвотой, больные нормально реагируют на свет или звуки и могут сохранять двигательную активность. Но все эти симптомы значительно снижают качество жизни.
Одна из опасностей таких болей – пациент привыкает к ним и начинает часто прибегать к помощи анальгетиков, что в итоге воздействует на почки и печень больного. Кроме того, есть риск возникновения болей, связанных с передозировкой анальгетиков. В итоге головная боль становится настолько сильной, что человек начинает испытывать тревогу по поводу своего здоровья, подозревая у себя страшные диагнозы, включая опухоль головного мозга. У современников есть возможность избавиться от тревоги, пройдя МРТ головного мозга. Бернарду Шоу оставалось терпеть и жить в напряжении на протяжении долгих лет. Он умер в 1950 году, в возрасте 94 лет.
В жизни каждого человека важным является не столько конец, сколько начало. У Бернарда Шоу оно было нестандартным.
Он рано понял, что не будет заниматься в жизни ничем иным, кроме творчества. Его уроки, которые он нёс обществу, никогда не были простыми. Бернард Шоу считал себя идеалистом и борцом за лучшее всего человечества. Таким и остался в нашей памяти.
Писатель любил удивлять. Но его последний текст оказался самым неожиданным. В своём завещании Бернард Шоу попросил не ставить на его могиле крест или любой другой символ пытки или казни. Он попросил поступить совершенно неожиданно…
«Научиться жизни – это значит испытать целый ряд унижений. Всё равно, как обучаться катанию на коньках, единственный выход – смеяться над собой вместе с зеваками. А моя жизнь так сложилась, что со мной не случалось никаких событий. Наоборот, я сам становился событием», - говорил Бернард Шоу. И после его смерти он стал событием.
Писатель завещал смешать свой пепел с пеплом жены и развеять по саду.
Его могилы не существует. Но осталось то, что он называл «чёрными буквами на белой бумаге». Осталось его наследие.