Он был с избытком одарён природой и с лихвой отдал свой талант театру и кинематографу. Любимый всеми артист и гений перевоплощения, Евгений Евстигнеев, родился 9 октября 1926 года, 91 год назад. Несмотря на то, что музыкальность и артистизм были заложены в нём от природы, его путь в кино – это цепь случайностей. И если бы не они, мы бы никогда не увидели «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён», «Зимний вечер в Гаграх», «Гиперболоид инженера Гарина», «Невероятные приключения итальянцев в России» и другие гениальные картины.
Он родился и вырос на окраине Нижнего Новгорода, в посёлке Володарского.
Мать Евгения работала фрезеровщицей на заводе «Красная Этна». Сюда же, после окончания семилетки, в 1943 году, пришёл работать слесарем Евстигнеев. Но природа взяла своё. После работы он выступал перед ранеными бойцами. А после войны стал играть в заводском джазовом ансамбле.
На одном из выступлений Евгения увидел ректор Горьковского театрального училища и пригласил учиться. Так музыкальный мир потерял прекрасного ударника, а киномир приобрёл великого актёра. Сегодня Нижегородское училище носит его имя, а у местного драматического театра стоит памятник Евгению Евстигнееву.
После окончания училища, по распределению он уехал работать во Владимирский театр, где в нём сразу разглядели отличного комедийного актёра.
Здесь его игру на сцене увидел Вениамин Радомыслинский - ректор школы-студии МХАТ и сразу понял – такого актёра упускать нельзя. Он пригласил Евстигнеева учиться без вступительных экзаменов, сразу на третий курс. На тот момент Евгению было уже 28 лет.
Ещё в молодости актёра записали в не красавцы. Этот факт стал фатальным для его кинокарьеры – глубокие драматические роли ему не предлагали. Обычно его приглашали в комедии, на небольшие, но характерные роли. А его ранняя лысина стала совершенно самодостаточной - её стремились обыграть.
Его первая главная роль в кино не была героической. В фильме «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» он сыграл директора пионерского лагеря, товарища Дынина. На тот момент актёру было уже 38 лет.
Фильм посчитали антисоветским. Точнее - антихрущёвским – художественный совет был возмущён намёками на кукурузную программу. В комиссии были и те, кто заметил сходство бабушки пионера Иночкина с генеральным секретарём ЦК КПСС. Этого было достаточно для того, чтобы фильм оказался под запретом. Однако, именно благодаря Никите Хрущёву картина и вышла на экраны в 1964 году. Генсек отказался видеть намёки и сказал: «Смешно! Показывайте». На следующий день Евстигнеев проснулся знаменитым.
При всём его величии, у Евстигнеева не было звёздных замашек. Он был прост в общении и никогда не делил людей по каким угодно признакам. Его любимым словом было «нормально». Плохо или хорошо, он на всё говорил своё коронное «нормально».
За 28 лет работы в кино Евстигнеев снялся в 114 фильмах. Но совершенно особенной в его жизни стала картина «Зимний вечер в Гаграх».
Главный герой фильма, Алексей Беглов, и судьбой и тонкой душевной организацией напоминал самого Евстигнеева. А финал фильма оказался судьбоносным. Беглов умирает от сердечного приступа. Евстигнеев умер так же.
Одними из самых сложных в жизни актёра были 80-е годы. В декабре 1980-го Евстигнеев отправился в Архангельск на гастроли, когда на аэродроме в Москве почувствовал «тяжесть на сердце». По приезде в Архангельск самочувствие актёра усугубилось, но он вышел на сцену. После одного из спектаклей Евгений Александрович потерял сознание. Тогда у него случился первый обширный инфаркт.
Несмотря на то, что у актёра было слабое сердце, жизнь не щадила его, а проверяла на прочность. Развод, смерть второй жены, скоропостижный уход любимой мамы - удары жизни выливались в инфаркт за инфарктом. Свой рубец на сердце актёра оставил и его скандальный уход из МХАТа.
Это случилось после очередного инфаркта. Евстигнееву стало тяжело играть большие роли и заучивать огромные тексты, и он попросил Олега Ефремова – не только художественного руководителя, но и его друга, облегчить его репертуар. На что Ефремов ответил: «Ну тогда уходи на пенсию». Конечно, он сказал это сгоряча, просто потому, что не мог без Евстигнеева… Но Евгений Александрович понял всё буквально. И ушёл. Он переплавит эту боль внутри, никому не жалуясь и никого не обвиняя. Но в его сердце будто всадили нож.
Спустя полтора года Олег Ефремов позвонит Евстигнееву и попросит вернуться. Евгений Александрович нашёл в себе силы пережить обиду и не отказать Ефремову. Но в театр, как постоянное место работы, актёр не возвратился, а остался «на вольных хлебах».
В последние годы жизни Евстигнеев плохо себя чувствовал, но продолжал играть с полной отдачей. Зрители и не догадывались, какой ценой даются ему роли. После каждой темпераментной сцены актёр отлёживался на кушетке в своей гримёрной и принимал лекарства.
Его уход был внезапным. Сбивающее с ног известие о его кончине многие приняли за ошибку, досадное недоразумение журналистов.
1 марта 1992 года Евстигнеев последний раз вышел на сцену. А 2 марта, вместе со своей женой Ириной, вылетел в Англию, в Лондон. Здесь его ожидала операция на сердце.
За сутки до операции врач, Терри Льюис, навестил Евгения Александровича. Объяснив, что в клинике принято предупреждать пациентов о вероятных последствиях оперативного вмешательства, на листе бумаги он стал рисовать, что будет происходить с сердцем Евстигнеева во время операции. Во всех подробностях. Актёра охватил ужас, он не мог сказать ни слова и весь дрожал. Евстигнеев вдруг ярко представил свою смерть. Его сердце остановилось… Наступила клиническая смерть. Евгения Александровича тут же повезли в операционную. Через четыре часа Ирине сообщили о том, что операция завершена, но пациент умирает.
Евстигнееву было 66 лет.
Могла ли убить Евстигнеева его собственная впечатлительность? Комментирует ведущий специалист ООО «Клиника Эксперт Курск», врач-кардиолог Новикова Елена Викторовна.
«Безусловно, кардиологические пациенты с поражением коронарных артерий имеют очень высокий риск развития внезапной сердечно-сосудистой смерти. Именно поэтому этой категории больных важно тщательно обследоваться и проводить первичную профилактику тяжёлых осложнений и внезапного летального исхода.
На мой взгляд, тайну смерти Евстигнеева знают только люди, которые непосредственно находились рядом с ним в момент его ухода: лечащий врач и близкие люди.
Для того, чтобы точно ответить на вопрос, необходимо точно знать объективный статус пациента на момент пребывания в клинике, тяжесть состояния на момент общения с хирургом, особенности предоперационной подготовки больного, степень поражения коронарных артерий и масштаб планируемой операции.
Эта информация нам неизвестна. При таком дефиците исходных данных о состоянии Евгения Евстигнеева, основываясь только на том, что говорят СМИ, назвать точную причину смерти актёра не сможет ни один эксперт».
Евгений Евстигнеев успел сделать многое. Посадить дерево, построить дом и оставить детей, в которых «пророс» его талант.
То, что он был гением в своей профессии, признавали все – не только критики и зрители, но и коллеги. А это в актёрской среде случается очень редко. Его талант принимали безоговорочно, не обсуждая его роли и ни с кем не сравнивая. Вокруг него не было никакой зависти, интриг и сплетен. Он был признан всеми. Таким и остался после ухода – величиной исключительного масштаба.