Испортилась плита? Сломался холодильник? Вам поможет «Закон о правах потребителей». А что делать в случаях, когда неправильный диагноз или лечение повлекли за собой те или иные последствия для здоровья? Кто защитит права пациента?
Ответы на эти и другие вопросы мы искали вместе с руководителем юридического департамента группы медицинских компаний «Эксперт» Тавровой Ольгой Викторовной.
- Ольга Викторовна, право граждан на получение медицинской помощи юридически закреплено в Конституции России. Почему же возникает необходимость в защите конституционных прав россиян?
Конституция нашей страны - это основной, самый главный закон. На ее основе разрабатываются иные нормативно-правовые акты, которые закрепляют порядок реализации прав граждан, закрепленных в Конституции. Если сказать иначе, они конкретизируют, детально раскрывают ее общие положения. На мой взгляд, именно на этом уровне - конкретных законов - и происходит “нарушение” гражданских прав.
Важен и другой момент. Несмотря на положения законодательства РФ об охране здоровья граждан, дающие право на получение медицинской помощи, фактически должен быть кто-то, кто создаст систему, условия реализации этого права. Обычно это государство. Проблема возникает тогда, когда оно само не всегда в состоянии выполнить установленные им же самим и возложенные на себя обязательства. Конкретные примеры: значительный износ, либо полное отсутствие медицинского оборудования для оказания того или иного вида помощи, отсутствие достаточного числа специалистов и т.д. Хотя эти и подобные примеры и могут истолковываться гражданами как нарушение их конституционных прав в вопросе оказания медицинской помощи, по сути это даже не нарушение, а скорее недостаточная возможность ее оказания, своего рода невозможность гражданина этим правом воспользоваться.
- Если сломалась стиральная машина, находящаяся на гарантии или отвалился каблук у туфель, купленных неделю назад – мы всегда знаем, куда обращаться – «Закон о правах потребителей РФ» - на нашей стороне. А что делать, если например, спустя две недели после лечения выпала пломба? Какие законы защищают права пациентов?
Права больного защищает тот же самый «Закон о правах потребителей РФ» - никаких разделов, специально посвященных медицине, равного как отдельного медицинского закона или законов нет. Из общих законов это также «Гражданский кодекс РФ». По этой причине специфика проблем медицинской сферы в них, разумеется, не отражается.
- Бытует мнение, что юридически лучше защищены пациенты государственных клиник. Это действительно так?
На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Если речь идет о добросовестных участниках рынка частных медицинских услуг, то это означает, что у таких клиник/центров и т.п. все в порядке с документами; укомплектование оборудованием и кадрами проводится в полном соответствии с законодательством; вся касающаяся пациента документация ведется как положено. В отношении таких центров высказывается мнение, что их пациенты могут быть защищены не хуже, а даже лучше, чем в государственных медицинских учреждениях.
Иное дело - недобросовестные “игроки” рынка. Такие центры и клиники, в плане правовой защищенности пациента, могут действительно уступать государственным.
Кто защитит пациента? Читать здесь
Также имеет значение то, что частный медицинский бизнес – это, в большинстве своем, инвестиции с достаточно длительным периодом самоокупаемости. Соответственно, такой клинике принципиально важно работать на свой авторитет, а потому “игра не по правилам” будет ей только вредить.
- Какие причины могут быть основанием для жалоб пациента по поводу оказанной ему некачественной медицинской услуги?
Это несвоевременное оказание медицинской помощи, что повлекло за собой утяжеление течения заболевания, неверно поставленный диагноз и/или назначенное лечение, халатное или грубое отношение во время приема, некачественно выполненное хирургическое вмешательство.
Не все случаи самоочевидны. Приведу пример. К врачу-пластическому хирургу обращается пациент с просьбой выпрямить нос. Хирург обговаривает детали и делает операцию. Послеоперационный период проходит гладко, результат - прямой нос. Однако он не нравится пациенту уже постфактум. Пациент недоволен и решает предъявить жалобу по поводу оказанной ему медицинской услуги. Такой случай достаточно нетривиален с точки зрения качества оказанной помощи и обоснованности такой жалобы, поскольку пациент получил то, за чем обращался, т.е. прямой нос. Однако новое субъективное восприятие им своего носа может отличаться от его ожиданий, что и может - теоретически - стать предметом жалобы.
- Как доказать, что было назначено неправильное лечение или некачественно проведена диагностика? Кто определяет, что права пациента нарушены?
Самостоятельно пациент это доказать не сможет. С просьбой созвать врачебный консилиум он имеет возможность обратиться к заведующему того отделения, где проходил лечение, либо к главному врачу лечебного учреждения. В результате будут делаться выводы о правильности поставленного диагноза, назначенного лечения и т.д.
- Какие критерии существуют для того, чтобы факт нарушения был признан объективно, а не носил субъективный характер?
Если речь идет о досудебном разбирательстве, то объективное признание факта нарушения (или его отсутствия) может быть опять же сделано консилиумом врачей, на основании анализа документации больного и установления правильности диагноза и проведенного лечения.
В случае, когда речь идет о судебном разбирательстве, проводится судебно-медицинская экспертиза.
- Куда обращаться человеку, пострадавшему от оказанной ему некачественной медицинской услуги?
На мой взгляд, правильнее всего начинать с лечащего врача, который лучше всех знает историю болезни пациента. Если же больной не доверяет лечащему доктору, то далее по иерархической лестнице можно обратиться к заведующему отделением, главному врачу. Если ответы или варианты решения проблемы больного не устраивают, он вправе обратиться в территориальное управление здравоохранения. Все это - досудебные меры.
Альтернативно пациент может сразу обратиться в суд. По факту обращения будет проведена судебно-медицинская экспертиза с разбором его случая.
Следует помнить, что нередко судьи интересуются тем, обращался ли потенциальный потерпевший к администрации лечебного учреждения с просьбой разобраться в его жалобе или нет. Так что, по моему мнению, все же более рационально попытаться решить вопрос в самом лечебном учреждении, где оказывалась помощь.
- Что может требовать пациент от клиники в случае, если его права нарушены?
Он имеет право на повторное оказание медицинской услуги; на возврат денежных средств; на возмещение расходов по устранению недостатков оказанной услуги, если по этому поводу он обращается в другое лечебное учреждение; возмещение морального вреда.
- Сегодня - Всемирный день защиты прав потребителей. Что бы вы хотели пожелать всем пациентам и врачам?
Пусть в мире медицинских услуг правят добросовестность, порядочность и профессионализм.
Для справки:
Таврова Ольга Викторовна
Выпускница кафедры юриспруденции Липецкого политехнического университета 2000 года.
Постоянно проходит усовершенствование по вопросам применения норм и положений права в области медицины.
С 2011 года и по настоящее время работает на должности руководителя юридического департамента группы медицинских компаний «Эксперт».