Работал стоя, спал сидя. Чего боялся Николай Гоголь? (фобии Гоголя)

Среди известных российских литераторов едва ли найдётся личность более таинственная и мистическая, чем Николай Гоголь. И жизнь писателя, и его фобии, и сама смерть – всё окружено мифами, многочисленными версиями, каждая из которых готова претендовать на истину.

Работал стоя, спал сидя. Чего боялся Николай Гоголь? (фобии Гоголя)

Среди известных российских литераторов едва ли найдётся личность более таинственная и мистическая, чем Николай Гоголь. И жизнь писателя, и его фобии, и сама смерть – всё окружено мифами, многочисленными версиями, каждая из которых готова претендовать на истину.

Судя по генетической предрасположенности, вырасти Никоше, как его звали в семье, «обыкновенным» человеком, «как все» было явно не суждено. Религиозность, богобоязнь, склонность к мистицизму, вера в приметы достались ему от матери. Тяга к творчеству, мнительность – это «наследство» от отца.

В те времена медицина ещё не знала такого диагноза, как маниакально-депрессивный психоз. Однако некоторые исследователи жизни и творчества Николая Гоголя приходят сегодня к выводу о том, что его родителям были присущи именно такие отклонения психики. А при подобных обстоятельствах в 67 процентах случаев заболевание передается ребёнку.

Вера в загробную жизнь, вещие сны, неразгаданные тайны, предчувствия – всё это сопровождало будущего писателя с детства. Чем не благодатный «коктейль» для рождения таких произведений, как «Вий», «Портрет», рассказы из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Работал стоя, спал сидя. Чего боялся Николай Гоголь? (фобии Гоголя)

Чего боялся Гоголь? О его фобиях написано много, но большинство исследований, как правило, сопровождаются осторожной припиской: «…по одной из версий». Равно как и простой, казалось бы, вопрос: «Чем болел Гоголь?» тоже не имеет однозначного ответа. К примеру, отчего Николай Васильевич работал стоя? Предполагается, что он страдал геморроем и не мог подолгу сидеть. Кстати, тоже из области предположений: перенёс писатель и туберкулёз.

Туберкулёз: болезнь, не знающая границ. Читать здесь

А вот спал классик последние одиннадцать лет жизни, не ложась в кровать – дремал в неудобной позе в кресле. В возрасте 30 лет он переболел малярийным энцефалитом, в результате чего его постоянными спутниками стали глубокие обмороки. После некоторых из них Гоголь мог надолго впасть в столь глубокий сон, что могло показаться – человек умер.

Потому он и спал сидя: боялся, что, если ляжет в кровать и крепко заснёт, его в этом обморочном состоянии примут за мёртвого и похоронят заживо (тафефобия). А неудобная поза в кресле, как ему казалось, убережёт его от летаргии, и он в любой момент сможет проснуться.

Что такое малярийный энцефалит? Это заболевание, при котором поражается периферическая нервная система. Сегодня недуг встречается крайне редко. Но, если болезнь не лечить, она чревата серьёзными последствиями, вплоть до некроза мозгового вещества и отёка мозга.

Разумеется, сегодня современная медицина могла бы и точный диагноз поставить писателю – с помощью того же МРТ-исследования, и качественно пролечить нашего классика. Но методы и способы XIX века, увы, не позволяли сделать это.

Если говорить о страхах Гоголя, то родились и сформировались они, что называется, не на ровном месте. Ещё в детстве наслушавшись ярких, красочных рассказов матери о Страшном суде и загробной жизни, Гоголь, став взрослым, панически страшился вида покойников и вообще процедуры похорон, боялся своей внезапной смерти (танатофобия) – скажем, от отравления лекарствами.

Работал стоя, спал сидя. Чего боялся Николай Гоголь? (фобии Гоголя)

А в последние годы жизни – к тому времени он уже практически перестал писать – к скорбной «коллекции» фобий Гоголя добавилась и так называемая психическая анестезия (как один из симптомов маниакально-депрессивного психоза): классик становился абсолютно равнодушным ко всем проявлениям жизни, часами сидел, уставившись в одну точку, и тягостно молчал.

Не одно десятилетие ведутся споры о том, страдал ли Гоголь психическим расстройством. Иными словами, не был ли он психопатом, шизофреником. Биограф писателя Игорь Золотусский убеждён: нет, не был. Глубокие душевные переживания, одержимость искусством, желание создавать по-настоящему гениальные творения – да, всё это было присуще Николаю Васильевичу. Но психически больным он не был, утверждает исследователь.

Некоторые известные современные психологи утверждают, что с годами у Гоголя стали проявляться бредовые идеи собственного величия. Другие, не менее авторитетные специалисты, активно оспаривают такую точку зрения.

Однако маниакально-депрессивное состояние всё же давало о себе знать. Гоголь надолго уезжает за границу, где продолжает работу над «Мёртвыми душами», завершает написание «Шинели». Но покоя в душе нет.

Писатель совершает поездку в Иерусалим, полагая, что облегчение может принести его поклонение святыне – Гробу Господню. Но и здесь его ждёт разочарование. Как ни печально, но ничего, кроме «холода сердечного… себялюбия и самолюбия», писатель от этой поездки не почувствовал.

Судя по всему, в его душе продолжалась многолетняя, мучительная борьба между художником и христианином. К концу жизни Гоголь страдал от того, что в нём не хватает смирения и благочестия.

Свой вклад в это сочетание сомнений и противоречий внёс ржевский священник отец Матфей (Константиновский): не раз встречаясь с писателем, он требовал отречься от Пушкина, некоторые из сочинений самого Гоголя называл «вредными» и предлагал уничтожить. А тут ещё и смерть Екатерины Хомяковой – хозяйки литературного салона, с которой Гоголь был очень близок духовно…

За неделю до Великого поста (шёл 1852 год, писатель к тому времени уже вернулся из-за границы и жил в Москве) он начинает говеть. Начиная с 5 февраля и до самой смерти строго постился и почти ничего не ел. За несколько дней до кончины сжёг в камине связку тетрадей со своими рукописями, в том числе, вторую часть «Мёртвых душ».

Попытки друзей и врачей помочь ему Гоголь отвергает. Вероятно, он сознательно готовил себя к смерти. Она наступила 21 февраля 1852 года в результате полной утраты сил и истощения писателя.

До перезахоронения останков классика и переносе их на Новодевичье кладбище (первоначально он был погребён на территории Данилова монастыря) на чёрной мраморной плите надгробия классика было несколько надписей. Одна из них такая: «Правда возвышает язык».

Текст: Игорь Чичинов

Работал стоя, спал сидя. Чего боялся Николай Гоголь? (фобии Гоголя)

Возможно, вам будет интересно:

Вождь относительности Альберт Эйнштейн: как работал мозг гения?

Жизнь, как борьба. Две грани одного таланта Лайзы Минелли

Зажечь и сгореть. Что унёс с собой Стив Джобс?

 

Другие статьи по теме