Он - тот, кто вытащил себя за волосы из болота вместе со своей лошадью. Герой книги, он, тем не менее, - реальная личность, без преувеличения - легендарная. Кем же был господин барон Мюнхгаузен?
В жизни: загадочный, но не выдуманный
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен появился на свет 11 мая 1720 года в Германии. Отец мальчика был военным и дошел до звания полковника. Прожил глава семейства недолго: Карлу не было и пяти лет, когда его отец скончался.
Карл Мюнхгаузен и готовит себя к военной службе. В пятнадцатилетнем возрасте он становится пажом у одного из герцогов, а спустя два года отбывает в Россию, где в этой же ипостаси служит у молодого герцога Антона Ульриха.
Карл преисполнен надежд и уверенности, что судьба сложится удачно. Внешне он был весьма привлекательным человеком, что также имело немалое значение для продвижения по служебной лестнице.
Настоящий Мюнхгаузен разительно отличался от своего прообраза с иллюстраций Густава Доре - худощавого, смешного старичка с закрученными усами. Реальный Мюнхгаузен усов не носил вообще, а был всегда гладко выбрит и со вкусом одет.
В 1739 году Мюнхгаузен решает уйти на военную службу. Ульрих, хотя и неохотно, отпускает его. Карл зачисляется корнетом в Брауншвейгский кирасирский полк, располагавшийся в Риге. Шефом полка числился принц Антон Ульрих.
Службу Мюнхгаузен нес исправно, и все, вероятно, складывалось бы хорошо и далее, однако в ноябре 1741 года дочь Петра I организует государственный переворот. Сторонников принца Ульриха берут под арест. Формально Мюнхгаузен уже не входил в число приближенных принца, поэтому под «раздачу» не попал. Однако по горькой иронии он становится невольным стражником своих бывших покровителей.
Читайте материал по теме: Синдром Жюля Верна: как связаны имя дерзкого фантаста и МРТ?
Очередное звание ротмистра ему присваивают в 1750 году, последним из представленных к повышению.
Личная жизнь
В этот период времени Карл заключает брак с Якобиной фон Дунтен - прибалтийской немкой, дочерью рижского судьи. Рига уже была в составе Российской империи, так что этот брак еще сильнее укрепляет связь барона с Россией.
Став ротмистром, Мюнхгаузен отбывает в годовой отпуск на родину - «для исправления крайних и необходимых нужд». Он дважды просил о продлении отпуска, осознавая, что повышение вряд ли будет. В конечном счете в 1754 году Мюнхгаузен был отчислен из состава полка за неявку.
В литературе: настоящий, но слегка преувеличенный
Барон скучает. Возможно, по этой причине он строит в поместье охотничий павильон для приема друзей, где рассказывает гостям выдуманные истории о своей жизни в другой стране.
Мюнхгаузен не отличался тщеславием и стремлением к мировой известности. В один из вечеров барона посетил Рудольф Эрих Распе - писатель, историк, археолог. Хотя он и не был первым, кто напечатал записки на основе историй Мюнхгаузена, однако всемирная известность пришла к нашему герою именно с книгой Распе «Лживые или вымышленные истории», изданной в 1785 году в Англии.
Интересные статьи от ГК «Эксперт» в нашей официальной группе ВКонтакте
На основе рассказов о бароне было снято несколько кинолент в разных странах. В их числе - и советская картина «Тот самый Мюнхгаузен» студии «Мосфильм».
«Книжный» барон Мюнхгаузен прославился на всю Европу, тогда как жизнь настоящего оказалась нелегкой. Когда Мюнхгаузену было 70 лет, умерла его жена Якобина. Через несколько лет он вновь заключает брак с молодой Бернардине фон Брун - девушкой легкомысленной и расточительной. В итоге барон разоряется и умирает в бедности в 1797 году от острого нарушения мозгового кровообращения.
Психиатрия, психотерапия или характер? Что скрывается за «синдромом Мюнхгаузена»?
Это редкое пограничное психиатрическое расстройство, одна из разновидностей истерии. Его суть - навязчивое желание лечиться. Главная цель такого человека - попасть на лечение. Для этого такие люди могут осознанно травмировать себя, проглатывать несъедобные вещи (ложки, заколки и т.д.), пить лекарства, лгать докторам.
Cимуляция не преследует какой-то цели во времени (уклонение от работы, стремление получить определенное медицинское заключение и др.), а имеет значение сама по себе: все это делается ради самого факта лечения.
Читайте материал по теме: Болит, а диагноза нет
Стремление попасть в больницу довольно часто появляется после реального телесного заболевания, потери близкого, прекращения отношений с любимым человеком, из-за одиночества.
Расстройство чаще встречается у женщин.
Первое описание синдрома было сделано доктором Ричардом Ашером в начале 50-х годов прошлого столетия. Как и литературный герой барона Мюнхгаузена, страдающие им люди обладают прекрасными способностями к выдумке.
В итоге человек попадает на желанную им больничную койку. О феноменальной способности к имитированию симптомов свидетельствует случай этого синдрома у женщины, которую брали на операцию 40 (!) раз - при том, что нужды в операции не было.
Таким образом, по сути патологическое проявление этого расстройства заключается в «присвоении» себе какого-то недуга, в действительности у человека не существующего. При этом сам «Мюнхгаузен» об этом знает, однако сделает все для того, чтобы убедить окружающих и медиков в обратном.
Все проявления описать практически невозможно - это зависит от интеллектуальной изобретательности и фантазии больного.
Вместе с тем описаны «патологии», которые встречаются чаще всего.
Кровотечения. Человек может травмировать десны (симуляция кровохарканья), анус и область вокруг него (кишечное кровотечение); принимать медикаменты, ухудшающие свертывание крови и увеличивающие риск возникновения кровотечений. В ряде случаев применяется красящее вещество или кровь животного.
Обмороки и эпилептические припадки. Наиболее любимы «мюнхгаузенами». Имитация настолько убедительна, что всегда воспринимается как истинное заболевание. Иногда - возможно для пущей правдоподобности - больной принимает лекарственные препараты, способные вызвать настоящий обморок или приступ судорог.
Читайте материал по теме: Эпилепсия: что нужно знать об этой болезни и как её лечить
Боли в животе и другие, связанные с желудочно-кишечным трактом, проблемы. Спровоцировать тошноту или рвоту, принять слабительное, пожаловаться на болевые ощущения. А иногда - все сразу.
Лихорадка. Повысить температуру тела также возможно с помощью некоторых медикаментов.
Травмы. Зачастую они незначительны и в целом неопасны, однако бывает много крови (используется та же краска или чужая кровь) и сильная боль с соответствующими эмоциями. Правда, не всегда все обходится хорошо. Есть сообщения об осознанной ампутации своего пальца и даже конечности.
Проблемы с кожей. В ход идут мази, кремы, крапива и укусы насекомых, сознательное инфицирование в небольшие ранки и т.д.
Больной интересуется деталями своего состояния, обследования, иногда дает рекомендации доктору о своем лечении.
Если обман остается нераскрытым, самооценка больного повышается. В противном случае больной отрицает факт попытки обмана, может высказаться о некомпетентности врача, после чего уходит. Спустя какое-то время он появляется в другом лечебном заведении со «свежим сценарием».
Такое поведение может отмечаться пожизненно.
Разные грани одного Мюнхгаузена
Многие недуги имеют свои виды, типы и т.д. Как оказалось, справедливо это и в данном случае. Существует так называемый «делегированный синдром Мюнхгаузена» (или синдром Мюнхгаузена по доверенности).
При нем родители-«мюнхгаузены» воздействуют на здоровье своего ребенка, который еще не умеет говорить. Нередко у таких детей обнаруживаются инородные предметы в различных органах (желудке, легких, кишечнике).
После причинения вреда родители начинают «борьбу за здоровье малыша», пытаясь убедить докторов в необходимости операции.
Эта разновидность синдрома пропадает тогда, когда ребенок начинает говорить и в состоянии сам рассказать доктору о действительных, а не выдуманных родителями жалобах. К несчастью, подобные случаи иногда заканчиваются смертью ребенка и иском против докторов, якобы виновных в этом.
Ищем причину
Полагают, что «корни» проблемы - в детстве. Среди причин могут быть нехватка любви, внимания со стороны родителей, неполная семья. При анализе прошлого таких пациентов нередко выясняется, что в какой-то момент ребенок был болен и, как это бывает, получал больше внимания, чем обычно. Тогда же у малыша мог появиться стереотип вида «если я заболею, то меня будут больше любить». Возможно, он «перекочевывает» и во взрослую жизнь.
Читайте материал по теме: Булимия, психогенное переедание, психогенная рвота, анорексия. Что скрывается за этими нарушениями?
Этому расстройству более склонны лица с некоторыми характерологическими особенностями - как, например, эгоцентризм, эгоистичность, демонстративное поведение. Также может отмечаться повышенная тревожность, завышенная или, напротив, заниженная самооценка, нередко - социальная дезадаптированность. Таким людям бывает сложно создать семью. У мужчин отмечается наклонность к агрессивному поведению.
Интеллектуальная сфера развита нормально или даже выше среднего. Перед обращением к врачу они изучают медицинскую литературу, скрупулезно вникая в факты своей будущей «болезни». Иногда среди «мюнхгаузенов» встречаются и медицинские работники.
Диагностика «синдрома Мюнхгаузена»
Она непроста. Начать подозревать его можно тогда, когда дополнительные методы исследования не дают никаких данных за патологию - при наличии и возможном постепенном увеличении жалоб пациента.
Читайте материал по теме: Анатомия страдания. Кто же боль такую выдумал?
Сложность в том, что у такого человека могут быть и реальные недуги, которые преувеличиваются. Либо они могут использовать медикаменты, способные изменять параметры при обследовании.
Что делать, если близкий – Мюнхгаузен?
Лечение «синдрома Мюнхгаузена», как и диагностика - задача не из простых. Человек некритичен по отношению к своей проблеме, и не понимает необходимости ее решения. Если все же диагноз поставить удается, то в большей части случаев лечение заключается в ограничении медицинских воздействий (особенно операций), прекращении стационарного лечения.
Если психиатру или психотерапевту удается найти общий язык с таким больным, возможно проведение рациональной психотерапии.
Иногда определенный эффект дают антидепрессанты или антипсихотические препараты (в зависимости от психологического фона расстройства). Однако это возможно тогда, когда удается убедить пациента принимать медикаменты.
Еще один способ лечения - применение плацебо (таблетки-«пустышки»). Пациент хочет лечиться - ему предоставляется такая возможность. Не все доктора согласны с таким подходом, поскольку по сути это - потакание недугу. Однако в ряде случаев такой способ дает возможность приостановить хождения по докторам.
Текст: Энвер Алиев
Читайте другие материал по темам:
Психоанализ Зигмунда Фрейда: от первых шагов до наших дней
Одри Хепбёрн: изящная, великая и голодная
Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?