Две задачи: убить – и спасти
Очередной крутой поворот в своём развитии всемирная история сделала 8 июля 1914 года: человечество «объявило себе» Первую мировую войну. Продолжаясь четыре с лишним года, эта кровавая бойня призовёт на поля сражений более 70 миллионов человек. Погибнут около 10 миллионов военных и примерно столько же мирных жителей. Ранения разной степени тяжести получат 55 миллионов человек.
Медицине Первой мировой войны предстояло решить очень непростую задачу. Научно-технический прогресс конца XIX – начала XX века сделал всё возможное для того, чтобы убивать человека на войне стало удобнее, быстрее и в максимально большем количестве. Этому способствовало изобретение новых, самых разнообразных способов уничтожения «живой силы», появление новых видов вооружения, увеличение его мощи.
ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПОГИБЛИ ОКОЛО
10 МИЛЛИОНОВ ВОЕННЫХ И ПРИМЕРНО
СТОЛЬКО ЖЕ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ. РАНЕНИЯ
РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ПОЛУЧИЛИ
55 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК
Вслед за военно-промышленным комплексом поневоле пришлось поспевать и военной медицине. Первая мировая с её многомиллионными жертвами вынудила медиков воюющих сторон находить всё новые инновационные решения для лечения раненых. Одни старались уничтожить максимально большее количество людей, другие – спасти как можно больше человеческих жизней. В общем, ничего нового: война как война…
Работа над ошибками
России не удалось избежать этой горькой участи. Она стала участницей Первой мировой 1 августа 1914 года. В общей сложности в военных действиях за четыре года – вплоть до ноября 1918-го, до окончания войны – приняли участие более 19 миллионов подданных империи. Увы, первый период войны показал, что медицинское обеспечение воюющей армии далеко не всегда соответствовало той оптимальной рациональной системе, к организации которой не раз призывали российских военных выдающиеся отечественные медики.
ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ
ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ
БОЛЕЕ 19 МИЛЛИОНОВ ПОДДАННЫХ ИМПЕРИИ
А таких светил было немало: Иван Павлов, Илья Мечников, Николай Вельяминов, Владимир Бехтерев, десятки других врачей и учёных с мировым именем.
Читайте материал по теме: Противник революции, сторонник науки. Феномен Ильи Мечникова
Одна из главных проблем заключалась отнюдь не в нехватке квалифицированных, патриотически настроенных, готовых к самопожертвованию медицинских работников – таких людей в нашем Отечестве всегда было в избытке. «Хромала» организация системы в целом. Крайне не хватало какого-то единого штаба, который взял бы на себя управление такими направлениями в воюющей армии, как лечебные, эвакуационные, санитарно-профилактические мероприятия.
Скажем, откровенную сумятицу привносило следующее обстоятельство: командиры армейских санчастей не подчинялись начальнику Главного военно-санитарного управления Военного министерства. Известный хирург и прекрасный организатор Николай Вельяминов писал об этом так: «Роль и права врачей умалены до возможного, всё санитарное дело всецело отдано в ведение главных начальников снабжения армий фронта, им же подчинены начальники санитарных частей».
Вызывает откровенное недоумение и назначение на ключевые административные должности медицинской службы обычных кадровых офицеров: оказывается, начальство было уверено, что они справятся с делом лучше профессиональных врачей.
принц Ольденбургский
Надо отдать должное российскому правительству, подобные перекосы начали исправляться уже через два месяца после начала войны. Так, полную ответственность и общее руководство лечебными, санитарными и эвакуационными учреждениями – причём как на фронте, так и в тылу – принял на себя принц Ольденбургский.
Врачи-воины
Разница между врачом в мирной жизни и военврачом в условиях постоянных боёв – огромная. Одно дело – вырезать аппендицит в чистой, хорошо освещённой, абсолютно стерильной хирургической, когда под рукой весь положенный в таких случаях инструментарий, грамотная операционная медсестра. И совсем другое – врач на войне.
Если солдаты и офицеры, «не щадя живота своего», шли под пули и снаряды, фронтовой врач тоже день изо дня, без всяких перерывов, находился в состоянии боя.
Читайте материал по теме: Во имя Победы! Подвиг медиков в годы Великой Отечественной войны
Сын священника, санитар, затем фельдшер, зауряд-врач Николай Бурденко на передовой получил ранение в руку, но от помощи отказался и продолжал делать перевязки раненым. Награждён Георгиевским крестом. Позже, даже когда Николай Нилович уже стал хирургом-консультантом Императорской армии, он всё равно лично оперировал самых «тяжёлых», ему принадлежит разработка нового метода лечения нейрохирургических раненых.
ВО ФРОНТОВЫХ УСЛОВИЯХ МНОГИЕ ВРАЧИ,
НАХОДЯСЬ НА ПЕРЕДНЕЙ ЛИНИИ, НЕ ПРЕРЫВАЛИ
ОПЕРАЦИИ ДАЖЕ ПРИ АРТОБСТРЕЛАХ И В
СТРАШНЫЕ МИНУТЫ АТАК ВРАЖЕСКИХ ВОЙСК
Сергей Юдин. Первая мировая застала его студентом. И быстро заставила стать врачом. Он не только оперировал, но и участвовал в боевых действиях. Три ранения, одно из них тяжёлое. Кавалер ордена Георгиевского креста.
Во фронтовых условиях многие врачи, находясь на передней линии, не прерывали операции даже при артобстрелах и в страшные минуты атак вражеских войск. Это, поистине, было подвигом.
Врачи-новаторы
Сама жизнь заставляла российских врачей искать новые пути для спасения и лечения пострадавших на войне. И они их находили.
Хирург Владимир Оппель. Встречаясь с переломами при огнестрельных ранениях, он предлагает использовать проволочный шов, с помощью которого соединяются костные обломки. Это позволило спасти от серьёзных увечий и инвалидности многих бойцов не только в те ранние годы, но и во время Великой Отечественной войны.
Владимир Оппель
Всех имеющихся в то время императорских орденов, от Станислава до Владимира, был удостоен лейб-окулист, заслуженный профессор Леонид Беллярминов. Он организовал и направил на передовую три мобильных «глазных» отряда. Организованные им специализированные отделения в госпиталях сохранили зрение тысячам раненым бойцам.
Отдельная тема – ортопедия. Здесь низкий поклон хирургу Роману Вредену. Именно он стал директором первого в России ортопедического института (1906 год), где буквально поставили на ноги многих увечных солдат.
Вместо эпилога
К сожалению, ввиду ограниченного информационного пространства, не всё сказано здесь и не обо всех рассказано. Такие врачи достойны целых энциклопедий. Напоследок хотелось бы сказать нынешним студентам медицинских учебных учреждений: читайте об этих чудесных людях, больше узнавайте о них. Потому что, они – наше достояние. Залог того, что российская медицина всегда была, остаётся и будет одной из лучших в мире.
Текст: Игорь Чичинов
Подписывайтесь на наши материалы в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук