По стопам отца
В медицину люди приходят по-разному. Родившемуся 21 сентября 1866 года французскому бактериологу Шарлю Жюлю Анри Николю повезло: будучи врачом, его отец, Эжен Николь, очень рано привил сыну любовь к биологии. Поэтому после окончания лицея мальчика ждала одна дорога – в медицинскую школу. Проучившись в ней три года, он поехал в Париж – за учёной степенью.
Там он учился в знаменитой Сорбонне и, одновременно, в институте Пастера, где работал над диссертацией. Руководил подготовкой к защите известный французский бактериолог Эмиль Пьер Поль Ру. Последний вошёл в историю как один из самых настойчивых, но, увы, неудачливых соискателей Нобелевской премии. Он вместе с немецким врачом Эмилем фон Берингом много работал над созданием сыворотки для лечения дифтерии. Однако премию получил только Беринг, а Эмилю Ру, который номинировался 115 (!) раз, «нобелевка» так и не досталась.
К берегам Африки
А биография Шарля Николя складывалась так. К 27 годам он уже стал доктором медицины, после учёбы в Париже вернулся в свой родной Руан, удачно женился и начал преподавательскую деятельность в здешнем университете. Вскоре он возглавил лабораторию микробиологии и успешно работал на этом месте более семи лет.
Событие, с которым связано получение Шарлем Николем Нобелевской премии, произошло далеко от берегов Франции. Вошедший под её протекторат Тунис активно развивался, и в этой стране был открыт филиал Пастеровского института. Болезней в то время на африканском континенте хватало с избытком, с ними надо было бороться, требовалось готовить квалифицированных врачей.
Читайте материал по теме: Жить по мечте. Великое открытие Луи Пастера
Директором филиала предложили стать старшему брату Шарля, Морису. Но тот отказался и предложил поехать в Тунис Шарлю. Так наш 36-летний герой оказался в Африке, где и провёл остаток жизни.
Мыло и вода против тифа
Там нашлось, где развернуться микробиологам и бактериологам: заболеваний по их профилю в стране было хоть отбавляй – от туберкулёза и любого вида тифа до малярии и дифтерии. Особенно напряжённо складывалась обстановка с сыпным тифом. Заразившихся этим заболеванием было настолько много, что врачи не успевали принимать вновь поступающих, многие из больных умирали прямо в приёмном покое.
Надо сказать, ещё до Шарля Николя несколько специалистов из разных стран делали предположение о том, как распространяется сыпной тиф. Однако именно ему удалось первым научно обосновать и доказать на практике верный вывод.
Стоило заболевших сыпным тифом побрить,
искупать и поменять их одежду на чистую - они
переставали представлять опасность для окружающих
Наблюдая больных, врач начал подмечать одну любопытную особенность. Стоило заболевших сыпным тифом побрить, искупать и поменять их одежду на чистую, больничную, они переставали представлять опасность для окружающих и уже не входили в число инфекционных. Неужели лишь мыло, вода и смена гардероба могут избавить от болезни, которая буквально выкашивала целые селения?
Двадцать лет ожидания
Так оно и оказалось. Эксперименты на обезьянах позволили Шарлю Николю внести серьёзные коррективы в деле открытия сыпного тифа. Он доказал, что эндемический – более лёгкий – вид сыпного тифа переносят блохи, тогда как виновником более тяжелого, эпидемического, служит преимущественно платяная вошь.
Платяная вошь, фото
Результатами своего открытия Николь поделился с Французской академией в 1909 году. Однако присуждения «нобелевки» ему пришлось ждать ещё без малого два десятка лет. Члены Нобелевского комитета долго сомневались: достоин ли вклад этого врача самой престижной премии? Ведь, казалось бы, ничего принципиально нового относительно лечения болезни он не привнёс. Но потом лишний раз перечитали ту часть завещания Нобеля, где говорится о максимальной пользе открытия для людей, и положительное решение было-таки принято.
Присуждения «нобелевки» ему пришлось
ждать без малого два десятка лет
Кстати, во время Первой мировой войны благодаря результатам изысканий Шарля Николя были спасены многие сотни тысяч жизней солдат.
Вклад оценен по достоинству
Что представляет собой сыпной тиф? Это опасное инфекционное заболевание, которое сопровождается специфической сыпью, у человека появляется лихорадка, в конечной стадии поражаются нервная и сердечно-сосудистая системы.
В историю медицины Шарль Николь вошёл не только как автор этого открытия. Он стал первым, кто применил вакцинацию от бруцеллёза, много внимания уделял изучению скарлатины, гриппа, кори, чумы крупнорогатого скота.
Читайте материал по теме: Кто придумал прививки?
Тунисским филиалом Пастеровского института Николь руководил до самой своей кончины в 1936 году. Со временем филиал стал известным на весь мир центром бактериологических исследований, здесь активно велись разработки вакцин и сывороток, с помощью которых велась успешная борьба с инфекционными болезнями.
Франция по достоинству оценила вклад бактериолога. Шарль Николь трижды получал Монтионовскую премию Французской академии, удостоен премии «Осирис» Института Франции и, наконец, венцом его многолетних усилий стала Нобелевская премия.
Текст: Игорь Чичинов
Читайте материалы по темам:
Россия или Британия: кто на самом деле открыл пенициллин?
Продать всё – спасти миллионы. Как был открыт инсулин
Нобелевский лауреат без аттестата о среднем образовании: Рентген как имя собственное